Россия, Тамбов
Телефон:
+7 (953) 704-00-.. Показать номер
Пн-сб: 10:00—19:00четные дни: сб выходной
whatsapp telegram vk email

Минимальная мозговая дисфункция (ММД): понятие, симптомы, диагноз, как лечить, прогноз

Причины развития ММД

Причины синдрома минимальной мозговой дисфункции до конца не установлены. Эксперты считают, что это расстройство может возникать из-за ограниченных повреждений в коре головного мозга или аномалий в развитии центральной нервной системы, вызванных неблагоприятными факторами. В возрасте от 3 до 6 лет недостаток педагогического участия и адекватной социализации также может способствовать развитию этого расстройства.

Факторы, влияющие на развитие синдрома, можно разделить на несколько категорий в зависимости от этапа жизни ребенка:

  • Антенатальные — факторы, воздействующие на мать или окружающую среду во время беременности. К ним относятся вирусные инфекции, обострения хронических заболеваний, длительная интоксикация, неправильное питание, обменные нарушения (например, сахарный диабет), гестозы, угроза выкидыша, недоношенность, неблагоприятные экологические условия, радиация, злоупотребление медикаментами, алкоголем и курение.
  • Интранатальные — факторы, влияющие на незрелый мозг новорожденного во время родов. Это может быть слабая родовая деятельность, стремительные роды, медикаментозная стимуляция, оперативные вмешательства, гипоксия из-за обвития пуповины вокруг шеи плода, использование вакуум-экстракторов или щипцов, а также большой вес плода (более 4 кг).
  • Постнатальные — факторы, такие как травмы головного мозга, нейроинфекции, а также недостаток воспитания, социализации и педагогического участия.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) представляет собой состояние, которое часто остается незамеченным, но может существенно влиять на качество жизни пациента. Врачи отмечают, что симптомы ММД могут варьироваться от легких нарушений внимания и памяти до более выраженных проблем с обучением и поведением. Диагностика включает в себя комплексное обследование, включая нейропсихологическое тестирование и оценку развития ребенка. Лечение ММД, как правило, комплексное и может включать психотерапию, коррекционные занятия и, в некоторых случаях, медикаментозную терапию. Прогноз для пациентов с ММД зависит от своевременности диагностики и начала лечения; при адекватной поддержке многие дети достигают значительных успехов в учебе и социальной адаптации. Врачи подчеркивают важность раннего выявления и индивидуального подхода к каждому пациенту для достижения наилучших результатов.

Диагноз: Минимальная мозговая дисфункцияДиагноз: Минимальная мозговая дисфункция

Каковы признаки ММД?

Минимальная мозговая дисфункция может проявляться как сразу после рождения, так и в более позднем возрасте. Особенно заметны её признаки, когда ребенок начинает посещать детский сад и взаимодействовать со сверстниками, а также в начале школьного обучения. У детей разных возрастных групп наблюдаются различные проявления этого состояния.

У малышей до одного года можно заметить малую неврологическую симптоматику. У дошкольников проявляются изменения в поведении и трудности в учебе, а у школьников — выраженные психоэмоциональные расстройства и социальная дезадаптация.

У маленьких детей минимальная мозговая дисфункция может проявляться в виде синдрома повышенной возбудимости. Родители могут заметить его уже в первые месяцы жизни, однако в 20% случаев признаки становятся очевидными только к полугоду и позже.

Дети с гипервозбудимостью часто беспокойны, могут без видимой причины кричать, даже если за ними хорошо ухаживают и они получают достаточное питание. Их двигательная активность бывает чрезмерной, также наблюдаются вегетативные проявления: покраснение или сильная бледность кожи, синюшность пальцев, кончика носа и губ, повышенное потоотделение, учащенный пульс. Иногда можно заметить дрожание подбородка и мышечный гипертонус, когда ребенок плачет.

К характерным признакам гипервозбудимости в первый год жизни относятся проблемы со сном: ребенок долго не может уснуть, часто просыпается, вздрагивает. Также возникают трудности с кормлением и пищеварением. Гипервозбудимые дети могут часто срыгивать, иногда даже рвать. Увеличение активности кишечника может вызывать диарею, чередующуюся с запорами.

У детей от одного до трех лет минимальная мозговая дисфункция проявляется следующими признаками:

  1. Повышенная нервная возбудимость;
  2. Двигательное беспокойство;
  3. Нарушения сна и аппетита;
  4. Недостаточный набор веса;
  5. Запаздывание в психо-речевом развитии;
  6. Неловкость движений.

Трехлетние дети с ММД быстро устают, легко отвлекаются от занятий, проявляют вспыльчивость, рассеянность и упрямство. Они подвержены перепадам настроения, плаксивости и чрезмерной двигательной активности. Несмотря на сохраненный интеллект, такие дети часто не могут справляться с обычными бытовыми задачами, не умеют одеваться самостоятельно, страдают от энуреза и других проблем.

Малыши с мозговой дисфункцией не могут долго оставаться на месте, постоянно находятся в движении, им сложно сосредоточиться на одном занятии, они отвлекаются и плохо усваивают учебный материал. Хотя такие дети могут выполнять осознанные движения, они часто оказываются бесполезными и непоследовательными.

В дошкольном возрасте вегетативные симптомы продолжают проявляться в виде потливости, непереносимости духоты, укачивания в транспорте, а также чувствительности к яркому свету и громким звукам.

Начало посещения детских садов и школ может усугубить проявления мозговой дисфункции, так как головной мозг ребенка не всегда способен адаптироваться к новым условиям и требованиям, что приводит к избыточным психоэмоциональным и физическим нагрузкам.

После трех лет среди симптомов преобладают поведенческие нарушения: дети становятся упрямыми, не слушаются, рассеянны и склонны к неврозам. Также наблюдается отставание в психическом и речевом развитии, возникают проблемы с произношением звуков и слов, словарный запас не увеличивается, а обучение становится затруднительным. Эти симптомы усиливаются на фоне повышенной возбудимости.

Начало школьного периода часто сопровождается проблемами адаптации, связанными с ММД:

  • Трудности в освоении чтения и письма;
  • Проблемы с поведением;
  • Развитие вегетативной дисфункции.

Школьники с ММД испытывают неуверенность в своих силах, страдают от низкой самооценки, остро реагируют на неудачи, подвержены фобиям, агрессии и импульсивности. Они стремятся к уединению, избегают общения с одноклассниками и учителями, проявляют эгоизм и часто вступают в конфликты.

Подростки с минимальной мозговой дисфункцией демонстрируют выраженные поведенческие расстройства: они агрессивны, испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами и родителями, имеют проблемы с учебой и могут рано начать употреблять алкоголь и наркотики. Это расстройство может привести к социальной дезадаптации и более серьезным психическим нарушениям.

Аспект ММД Описание Замечания
Понятие Состояние, характеризующееся легкими нарушениями функций головного мозга, не достигающими уровня органического поражения. Проявляется в трудностях с обучением, вниманием, поведением и социальными навыками. Диагноз часто спорный и не имеет единого общепринятого определения. ММД – не официальный медицинский диагноз, используется в основном в психолого-педагогической практике. Часто перекрывается с другими диагнозами, такими как СДВГ, СДВ, расстройства аутистического спектра.
Симптомы Гиперактивность, импульсивность, невнимательность, трудности с концентрацией, проблемы с памятью, трудности в обучении (чтению, письму, математике), плохая координация движений, эмоциональная лабильность, трудности в общении и социальных взаимодействиях, избыточная или недостаточная активность. Симптомы могут варьироваться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. Наличие нескольких симптомов повышает вероятность ММД, но не является гарантией диагноза.
Диагноз Не существует специфических тестов для диагностики ММД. Диагноз ставится на основе комплексного обследования, включающего: психологическое тестирование (IQ-тесты, тесты на внимание, память, исполнительные функции), неврологическое обследование, анамнез (сбор информации о развитии ребенка, семейном анамнезе), педагогическое наблюдение. Диагноз должен быть поставлен специалистом (неврологом, психологом, психиатром) после исключения других заболеваний. Важно дифференцировать ММД от других нейроразвитительных расстройств.
Лечение Комплексный подход, включающий: психотерапию (когнитивно-поведенческая терапия, нейропсихологическая коррекция), медикаментозную терапию (в случае выраженных симптомов, например, СДВГ), логопедическую коррекцию, эрготерапию, специальные образовательные программы, поддержку семьи. Лечение должно быть индивидуализировано и адаптировано к конкретным симптомам и потребностям ребенка. Прогноз зависит от тяжести симптомов и своевременности начала лечения.
Прогноз В большинстве случаев благоприятный при своевременной диагностике и адекватном лечении. Раннее вмешательство способствует улучшению адаптации и качества жизни. Однако, некоторые симптомы могут сохраняться во взрослом возрасте. Прогноз может быть менее благоприятным при наличии сопутствующих заболеваний или отсутствии адекватной поддержки. Важно обеспечить ребенку комфортную среду и поддержку на протяжении всей жизни.

Вопросы диагностики и лечения ММД

Синдром минимальной мозговой дисфункции

Синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД) представляет собой сложное состояние, требующее комплексного подхода к диагностике и лечению. Это включает изучение истории беременности и родов, анализ семейного анамнеза, условия жизни ребенка, а также проведение лабораторных и инструментальных исследований.

Во время общения с родителями специалист стремится выявить возможные причины проблемного поведения ребенка и определить, когда появились первые признаки неблагополучия. Для детей дошкольного возраста важно проанализировать динамику симптомов и их выраженность.

Осмотр новорожденных и детей до года включает оценку рефлексов, их симметричности и уровня мышечного тонуса. У более старших детей осмотр не имеет диагностической ценности; гораздо важнее проводить психологическую диагностику, которая позволяет оценить поведение, уровень интеллекта и особенности психики ребенка с помощью различных тестов.

В рамках лабораторной диагностики минимальной мозговой дисфункции пациенту назначаются общие анализы крови и мочи, которые в основном имеют профилактическое значение или помогают исключить соматические причины беспокойства. При ММД в анализах, как правило, не наблюдается отклонений.

Оценка функционирования центральной нервной системы и кровотока в мозге осуществляется с помощью электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, нейросонографии, КТ и МРТ. Эти исследования могут выявить очаговые поражения в лобной доле, уменьшение объема мозжечка и снижение объема серого вещества в лобно-теменной области слева.

Важно дифференцировать минимальную мозговую дисфункцию от черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний, ДЦП, эпилепсии, психических расстройств и некоторых интоксикаций.

Лечение минимальной мозговой дисфункции должно быть комплексным и включать как психологические и педагогические методы коррекции, так и медикаментозное вмешательство. Специалисты обычно рекомендуют комбинировать оба подхода. Занятия с ребенком разрабатываются индивидуально, учитывая причины патологии и особенности симптоматики.

Педагогическая поддержка и психотерапия необходимы для преодоления отставания в психическом развитии, особенно у детей из неблагополучных семей. Эти меры помогают адаптировать ребенка в детском саду и интегрировать его в школьный коллектив.

Ключевым фактором в процессе устранения признаков ММД является психологическая атмосфера в семье, отношения между близкими и их участие в жизни ребенка. Родители должны демонстрировать позитивный стиль общения, поощряя даже самые маленькие успехи ребенка и создавая спокойную обстановку в доме.

Каждодневные заботы и достижения ребенка должны быть в центре внимания родителей, чтобы он чувствовал их поддержку и заботу. Важно минимизировать использование слов «нет» и «нельзя», общение должно быть мягким, без давления и крика.

Детям дошкольного и школьного возраста следует ограничить время, проведенное у телевизора или за компьютером, исключить агрессивные игры в пользу конструктивных занятий, таких как рисование, сборка пазлов и чтение книг. Эти занятия способствуют концентрации и помогают сохранять эмоциональное равновесие.

Родители играют первостепенную роль в социальной адаптации, показывая ребенку, как адекватно взаимодействовать с окружающими. Дети с ММД требуют особого внимания и терпения, поскольку без поддержки близких они не смогут преодолеть имеющиеся нарушения.

Медикаменты назначаются тем детям, для которых работа с психологом и педагогами не дает желаемых результатов. Используются ноотропные препараты (например, энцефабол, церебролизин) и стимуляторы мозговой активности (метилфенидат, пемолин). Многие неврологи рекомендуют инстенон, который положительно влияет на нейронные связи и улучшает мозговую активность.

При выраженных симптомах применяется симптоматическое лечение:

  1. Для улучшения сна — препараты из группы бензодиазепинов (нитразепам);
  2. При эмоциональных расстройствах — успокоительные средства (валериана, пустырник, бром), транквилизаторы и антидепрессанты (диазепам, триоксазин, фенибут, амитриптилин).

Кроме медикаментозной и психолого-педагогической помощи полезны физиотерапевтические методы и общие меры по улучшению здоровья. Обычно назначаются массаж, водные процедуры и лечебная физкультура. По мере нормализации мозговой деятельности можно включать спорт — бег, катание на лыжах, велосипед и посещение бассейна.

Общие мероприятия заключаются в нормализации режима труда и отдыха, обеспечении полноценного сна и соблюдении оптимальной продолжительности учебных занятий с регулярными перерывами. Питание должно быть сбалансированным, чтобы избежать запоров или диареи. Полезно принимать поливитаминные комплексы и минералы, дышать свежим воздухом и вести активный образ жизни.

Родители детей с мозговой дисфункцией должны учитывать некоторые правила, способствующие более быстрому выздоровлению:

  • Ребенок должен придерживаться установленного распорядка дня, вовремя ложиться спать и ежедневно гулять, желательно в одно и то же время для синхронизации работы мозга.
  • Дети до 6 лет должны спать днем, иначе ночной сон станет беспокойным, а ребенок будет гиперактивным.
  • Ребенка стоит заранее предупреждать обо всех предстоящих событиях, будь то визит к врачу, поездка или изменения в доме, чтобы он мог психологически подготовиться.
  • Приход гостей не должен нарушать распорядок дня малыша, а контакты с малознакомыми людьми лучше свести к минимуму.
  • Общение с ровесниками должно происходить под контролем родителей, не утомлять ребенка и быть умеренным, лучше избегать объединения гиперактивных детей в одной группе.
  • Родители не должны выяснять отношения при ребенке, так как это может вызвать у него страх и замкнутость, проявляясь в истощении психики.
  • Воспитание ребенка с ММД требует активного участия отца, который может взять на себя часть домашних обязанностей и педагогических задач, позволяя матери немного отдохнуть.
  • Использование компьютера, телевизора и мобильных устройств должно быть строго ограничено, так как они перегружают мозг ребенка и могут вызвать истерику.
  • В распорядке дня должно быть время для досуга, физической активности и прогулок.
  • Занятия должны быть спокойными — рисование, лепка, пазлы вместо активных игр и посещения детских коллективов (кроме детского сада).
  • Полезно читать ребенку детские книги, слушать приятную музыку и петь колыбельные на ночь, создавая спокойную атмосферу.
  • Если возможно, стоит «подержать» ребенка дома, а школу лучше планировать на возраст не ранее 7 лет, так как детские коллективы могут стать серьезным стрессом.

Таким образом, правила поведения в семье не являются сложными. Главное — это спокойствие, терпение, доброжелательность и уважение между членами семьи, а также исключение любых стрессов для ребенка, даже если они кажутся приятными, такими как походы в театр или на новогодние праздники.

Прогноз при минимальной мозговой дисфункции считается благоприятным. В большинстве случаев к подростковому и взрослому возрасту симптомы исчезают, особенно если были приняты своевременные меры.

У некоторых пациентов признаки ММД могут сохраняться и во взрослом возрасте, но до серьезных психических расстройств, как правило, дело не доходит. Люди, страдавшие ММД в детстве, часто проявляют нетерпение, могут вспылить и быть рассеянными. Эти особенности поведения могут повлиять на их общение с окружающими, создание семьи и профессиональную деятельность.

Специфической профилактики синдрома ММД не существует, так как точная причина его возникновения неизвестна. Однако риск развития патологии можно снизить, исключив факторы, негативно влияющие на течение беременности и родов. Будущая мама должна внимательно следить за своим рационом, регулярно посещать врача и своевременно лечить заболевания, заранее обсуждая с акушером оптимальные способы родоразрешения.

Если избежать неблагоприятных условий не удалось (например, при патологических родах), молодая мама должна внимательно следить за развитием малыша, вовремя обращаться к специалистам и активно участвовать в его воспитании и обучении, создавая в доме атмосферу спокойствия, стабильности и любви.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это состояние, которое часто встречается у детей и характеризуется различными нарушениями в поведении и обучении. Симптомы могут включать трудности с вниманием, гиперактивность, проблемы с координацией и задержки в развитии речи. Диагноз ставится на основе наблюдений за поведением ребенка и результатов специальных тестов. Лечение ММД обычно включает комплексный подход: психотерапию, коррекционные занятия и, в некоторых случаях, медикаментозную терапию. Прогноз для детей с ММД может быть положительным, особенно при раннем вмешательстве и поддержке, что позволяет им адаптироваться и развиваться в соответствии с их потенциалом. Важно, чтобы родители и педагоги были вовлечены в процесс, создавая поддерживающую среду для ребенка.

ММД минимально мозговой дисфункции. Диагностика и коррекция 20.06.2025ММД минимально мозговой дисфункции. Диагностика и коррекция 20.06.2025

Видео: аудиолекция о ММД

Перейти в раздел:

  • Болезни мозга и сосудов головы, диагностика цереброваскулярных заболеваний, анатомия, фармакология

Советы для читателей СосудИнфо предоставляют квалифицированные специалисты с высшим медицинским образованием и практическим опытом в этой области.

Вопрос-ответ

доктор Света Волик. Минимальные мозговые дисфункциидоктор Света Волик. Минимальные мозговые дисфункции

Что будет, если не лечить ММД?

Угроза выкидыша. Преждевременные или переношенные роды. Слабость в процессе родовой деятельности, долгие роды. Гипоксия плода (недостаток кислорода) вследствие сдавливания пуповины вокруг шеи младенца.

Что означает дисфункция головного мозга?

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — комплекс относительно легких нарушений и заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются в форме девиантного поведения, речевых расстройств, проблем с обучением.

Как диагностируют ММД?

Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть.

Что характерно для минимальной мозговой дисфункции?

Наиболее ярко выраженные признаки минимальной мозговой дисфункции проявляются во время адаптации к коллективу в возрасте 4-6 лет. Симптомы этого состояния включают повышенную возбудимость, избыточную моторную активность или, наоборот, замедленность движений, нарушения памяти и затруднения в усвоении учебной программы.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на ранние симптомы. Если вы заметили у себя или у вашего ребенка трудности с вниманием, обучением или поведением, не игнорируйте эти признаки. Раннее выявление может значительно улучшить прогноз и качество жизни.

СОВЕТ №2

Консультируйтесь с профессионалами. Если у вас есть подозрения на минимальную мозговую дисфункцию, важно обратиться к врачу-неврологу или психиатру. Они смогут провести необходимые тесты и предложить подходящее лечение.

СОВЕТ №3

Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте спокойную и организованную обстановку для обучения и работы. Используйте визуальные и аудиовизуальные материалы, чтобы помочь лучше усваивать информацию и справляться с задачами.

СОВЕТ №4

Не забывайте о физической активности. Регулярные физические упражнения могут положительно сказаться на когнитивных функциях и общем состоянии здоровья. Придерживайтесь активного образа жизни, чтобы поддерживать мозговую активность.

Ссылка на основную публикацию
Похожее